Новости

Из России в Турцию и Болгарию: Москва идет на сложные схемы для защиты «Турецкого потока»

Выдача «Газпромом» кредита объемом в 2,14 млрд долларов своей дочерней структуре, которая осуществляет строительство газопровода «Турецкий поток», является техническим решением – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Для «Газпрома» это техническое решение

Примечательно, что ставка по данному кредиту South Stream Transport B.V. составляет 3,98 процентов годовых, но, в то же время, она может быть пересмотрена по соглашению сторон, а срок ее возврата – не позднее 30 декабря 2023 года.

«Газпром», предоставляя этот займ компании South Stream Transport B.V., фактически перекладывает у себя средства из кармана в карман, поскольку кредитор является дочерней структурой российского газового гиганта», — констатирует Юшков.

Дело в том, что компания South Stream Transport B.V. является оператором «Турецкого потока» и осуществляет строительство данного объекта, но в остальном данная структура является стандартной собственностью «Газпрома».

«По сути своей, здесь предоставляется займ от головной компании холдинга к дочерней, поэтому «Газпром» де-факто дает деньги сам себе, и в силу этого не приходится говорить о том, что эти средства ушли в Турцию. Компания South Stream Transport B.V на сегодняшний день официально зарегистрирована в Нидерландах и на сто процентов принадлежит «Газпрому», — резюмирует Юшков.

«Газпром» так гарантирует свои инвестиции

Как считает эксперт, перед нами стандартные внутренние экономические операции – «Газпром» предоставляет South Stream Transport B.V деньги, а затем данная компания на эти средства осуществляет работы по проекту. Это, например, аренда судов, которые делают трубоукладку по дну Черного моря, закупка труб и дальнейшие оперативные работы над уже построенным газопроводом.

«На практике, с чисто формальной точки зрения «Газпром» будет платить деньги за прокачку газа именно компании South Stream Transport B.V., поэтому здесь возникает сложная структура внутренних транзакций внутри данного холдинга», — заключает Юшков.

По итогам каждого года, в результате этих финансовых операций компания South Stream Transport B.V. будет получать прибыль, с которой и расплатится с «Газпромом» за данный кредит. Так что, здесь очень вычурная бухгалтерская система, которая призвана еще прочнее защитить интересы «Газпрома» в рамках реализации данного стратегического газотранспортного проекта.

«Впрочем, нет большой разницы в том, как компания South Stream Transport B.V будет отдавать деньги «Газпрому» – в виде выдачи стандартных дивидендов или по данной кредитно-коммерческой схеме», — констатирует Юшков.

«Газпром» должен защитить интересы своих акционеров

По словам Игоря Валерьевича, другим путем в иностранную юрисдикцию нельзя перевести деньги – «Газпром» не может просто взять и выдать средства на реализацию газотранспортного проекта «Турецкий поток», хотя бы потому, что российская компания является единственным владельцем South Stream Transport B.V, а у нее самой существует большое число акционеров.

«Чтобы акционеры, в число которых входит не только Российское государство, одобрили эту сделку с South Stream Transport B.V, и введена данная схема, по которой средства компании будут возвращены с коммерческим процентом», — резюмирует Юшков.

Этот механизм гарантирует «Газпрому» получение прибыли со всех подобных операций, а так, в целом, здесь нет ничего странного – просто головная компания выдает своей «дочке» средства на практическую реализацию конкретного проекта.

Интересно, что в рамках проекта «Турецкий поток» сейчас возможны несколько вариантов по сооружению второй нитки данного газопровода, которая уже понесет газ на европейский энергетический рынок. Здесь возможен вариант в лице маршрута через Турцию и Грецию или возвращения к старому болгарскому маршруту времен попыток сооружения газопровода «Южный поток».

Возможна и третья нитка «Турецкого потока»

При этом, учитывая тот факт, что работы по второй нитке в Турции уже стартовали, возникает вопрос, а возможно ли расширение общего проекта с текущих 2 ниток объемом в 31 млрд кубометров газа до 3 или даже 4 линий, как изначально было в «Южном потоке».

«Здесь существуют очень серьезные ограничения, которые связаны с тем, что именно под объем в 31 млрд кубов газа с Ямала до Анапы в России и были протянуты трубы. Эта инфраструктура называется Южным газовым коридором», — заключает Юшков.

Впрочем, как считает эксперт, последние переговоры российского политического руководства с их коллегами из Болгарии действительно дали почву для соответствующих размышлений. Например, президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов по результатам личной встречи в России дали очевидный намек, что дальнейшая работа может пойти и в этом направлении.

«Все это упирается в дополнительный спрос в Европе. Если он будет, то вполне может быть построена и третья нитка данного проекта, которая доставит газ по дну Черного моря из России в Болгарию», — констатирует Юшков.

В то же время, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что это было политическое заявление по результатам встречи на высшем уровне, а также тот важный факт, что у нас существует негативная история отношений с Болгарией по «Южному потоку».

Соответственно, здесь все очень сложно, и пока дело касается только двух ниток, которые пройдут из России в Турцию.

Читайте нас в Яндексе

You Might Also Like