Новости

Казахстан поддержал планы России и Ирана по Каспийскому морю

Наличие российского и иранского военного присутствия на Каспии является тем фактором, который не допускает развертывания в регионе никаких серьезных воинских контингентов с участием НАТО или США, отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Подписание Конвенции о правовом статусе Каспия

В Актау ожидается подписание прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспия. Учитывая количество лет, в течение которого обсуждается этот документ, событие будет иметь историческое значение. Но пока Конвенция не подписана, ряд экспертов выражает определенные опасения о содержимом документа. В частности определенное беспокойство в экспертных кругах вызвал вопрос размещения Казахстаном американских военных баз на Каспии.

Глава казахского МИД Кайрат Абдрахманов в интервью РИА Новости опроверг подобные слухи. Он пояснил, что в вопросе сотрудничества Казахстана и США речь идет не военных базах, а о коммерческих железнодорожных перевозках нелетальных грузов, которые необходимы для продолжения операций в поддержку правительства Афганистана.

«Если исходить из того содержания документа, который был известен ранее, то кардинальных изменений военно-политической обстановки ожидать не стоит. Военное присутствие США в двух казахстанских портах носит ограниченный характер, а размещение там любого корабля иностранного производства больше катера просто невозможно, так как тот же корвет просто нельзя доставить в Каспийскую акваторию, а верфей поблизости нет.

Американцы еще находятся в  Азербайджане под прикрытием защиты нефтепроводов, но больше нигде их нет. На мой взгляд, преувеличивать проблему не стоит, тем более что Россия уже дала ответ. Во-первых, мы перенесли свою военно-морскую базу из Астрахани в Каспийск, и теперь она фактически находится напротив тех военных объектов, которые эксплуатируют США. Во-вторых, российская авиация организовала дежурство на Каспии с гиперзвуковыми ракетами комплекса «Кинжал»», — отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Действий России в военно-политической сфере более чем достаточно. Не стоит забывать и про присутствие в акватории Ирана. Как добавляет Евсеев, воды Каспийского моря патрулирует иранский эсминец «Джамаран», который является скорее фрегатом. С российской стороны там тоже есть фрегат под названием «Татарстан», считающийся флагманом Каспийской флотилии.

Экономическое содержание Конвенции 

По мнению эксперта, наличие российского и иранского военного присутствия на Каспии является тем фактором, который не допускает развертывания в регионе никаких серьезных воинских контингентов с участием НАТО или США. Но если с военно-политической частью Конвенции все понятно, то вокруг экономической повестки могут возникнуть вопросы.

Как ранее обратил внимание ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров, имеющиеся договоры по Каспию никак не регулируют вопросы недропользования и охраны природной среды, хотя Каспийское море хранит в себе колоссальные запасы углеводородов. По оценкам компании BP, речь идет о запасах нефти в 30 млрд тонн и газа в 145 трлн кубометров. В этой связи вполне возможно, что тема строительства Транскаспийского газопровода будет как-то отражена в новом документе. Урегулирование данного вопроса на уровне «каспийской пятерки» будет отвечать интересам всех государств.

«Если по дну Каспийского моря проложена труба по доставке туркменского газа, то она может создать некие проблемы экономического плана. Тот же Азербайджан очень хочет стать транзитным государством, но собственных запасов для транзита ему не хватает. Другой вопрос, насколько эти запасы есть в Туркменистане с учетом того, что Китай практически все объемы выкупает.

Туркменистан рассматривает разные проекты, например, поставки газа через территорию Афганистана по газопроводу TAPI. Или прокладка трубы по дну Каспийского моря. И иранская сторона здесь очень обеспокоены экологическим фактором такого проекта. Нерест и вообще популяция осетровых рыб сильно зависит от того, не будут ли возникать какие-то аварий в связи с транспортировкой нефтепродуктов или выбросов газа при эксплуатации трубы.

Вполне вероятно, что в документе будет прописано возможность запрета на реализацию каких-либо проектов в случае, если они представляют экологическую угрозу Каспию. Нужно в любом случае дождаться подписания документа, чтобы оценить его уже более детально и по существу», — резюмирует Владимир Евсеев.

Читайте нас в Яндексе

You Might Also Like