Новости

Отказ Саудовской Аравии от поставок по Красному морю «разгонит» цены на нефть

Приостановка транспортировок нефти Саудовской Аравией по Красному морю после нападения хуситов на танкеры спровоцирует скачок котировок. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Мировые поставки нефти завязаны несколько узких «горлышек», перекрыв которые можно устроить глобальные проблемы. Это Ормузский пролив, Суэцкий канал или Малаккский пролив, блокирующий доставку по Индийскому океану в Китай. Суэцкий перекрывался в ходе арабо-израильских войн и это провоцировало немалые проблемы. Баб-эль-Мандебский пролив – это южные ворота Красного моря, один из важнейших каналов для нефтяного экспорта стран Персидского залива, с северной стороны его контролирует Йемен.

А в Йемене уже четыре года идет гражданская война – по факту это конфликт «по доверенности» между Саудовской Аравией и Ираном. Тегеран поддерживает хуситских повстанцев, Эр-Рияд – официальное правительство страны. Конфликт затянется очень надолго – саудиты показали, что эффективно воевать там не могут. А хуситы мало того, что воинственные ребята, так Иран им поставляет серьезное вооружение. И фактор Баб-эль-Мандебского пролива – это потенциальная проблема для нефтяных поставок, что, конечно, скажется на котировках», — отмечает аналитик.

Крупнейший в мире нефтяной экспортер Саудовская Аравия временно приостановил всю перевозку нефти через Красное море после того, как йеменская вооруженная группировка хуситов совершила нападение на два крупнотоннажных танкера. Об этом в четверг сообщило Саудовское агентство новостей со ссылкой на министра энергетики страны Халеда аль-Фалеха. Накануне в Баб-эль-Мандебском проливе хуситы атаковали саудовские нефтяные танкеры у западного побережья Йемена, судам был нанесен незначительный ущерб. По словам аль-Фалеха, никто не пострадал, а разлив нефти не угрожает экологической обстановке в районе происшествия.

«Эр-Рияд обоснованно беспокоится за судьбу своих грузов. Ведь Иран, помимо ракет, может поставить хуситам и средства для морского нападения даже на транспорт масштаба танкеров. На какой срок поставки нефти через Баб-эль-Мандебский пролив приостанавливаются, сегодня не сможет сказать никто. Первые прогнозы можно будет делать через неделю. Ясно одно – угроза танкерам постоянная, быстро устранить ее не удастся.

Естественно, спекулянты нефтяных бирж на такие новости сразу реагируют – котировки уже сегодня пойдут вверх. Уровень спекулятивной волны пока будет умеренным, но с поступлением очередных негативных новостей перекупщики «разгонят» стоимость барреля. Для России, учитывающей доходы с экспорта нефти, это положительный фактор – страна получает дополнительные доходы и экономические резервы», — подчеркивает эксперт.

Полыхнет в любой момент

Министр аль-Фалех отметил, что поставки будут восстановлены, когда ситуация прояснится и морские перевозки через Баб-эль-Мандебский пролив вновь станут безопасными. В Йемене с августа 2014 года продолжается противостояние между правительственными силами и мятежниками-хуситами. В наиболее активную фазу оно перешло со вторжением в марте 2015 года коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Тогда операцию против установивших контроль над значительной частью страны хуситов поддержали Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ, к ним присоединились Египет, Иордания, Марокко, Пакистан и Судан.

Мировые цены на нефть уже отреагировали на события в Красном море. Фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в сентябре увеличились на 0,58% — до $74,36 за баррель. В 2016 году через Баб-эль-Мандебский пролив ежедневно проходили танкеры с 4.8 млн баррелей черного золота на борту. Кроме того, Кувейт сообщил, что рассматривает возможность приостановки поставок нефти по Красному морю вслед за саудовцами.

«Даже если сейчас, спустя несколько дней, танкерные поставки Саудовская Аравия возобновит, это не значит, что через месяц или через год ситуация не повторится. Конфликт периодически ожесточается, и грузоперевозки могут останавливаться как на неделю, так и на полгода. Все зависит от того, как будет развиваться конфликт между саудитами и Ираном, в негативном сценарии события могут не ограничиться лишь остановкой транзита по Красному морю, а дойти до полноценной открытой войны Тегерана и Эр-Рияда.

Сам по себе фактор отказа от поставок по определенному маршруту сыграет роль лишь на определенное время – примерно, на неделю. Потом вновь на корректировку цен будут влиять другие факторы – послабление по соглашению ОПЕК+, к примеру, в котором Саудовская Аравия повышает добычу на 400 тысяч баррелей в сутки. С учетом того, что сама сделка заключалась для сокращения мировой добычи на 1,8 тысячи баррелей ежесуточно, это серьезный фактор влияния на мировой нефтяной рынок.

Однако Йемен продолжает оставаться фактором нестабильности. И пусть сейчас ситуация нормализуется, нет гарантий, что Иран не поставит хуситам современные ракеты. А когда это вооружение ударит по танкерам Саудовской Аравии, мы вполне можем увидеть нефть по 100 долларов за баррель, а то и выше», — заключает Станислав Митрахович.

Читайте нас в Яндексе

You Might Also Like