Новости

Проблема нормандского формата упирается в украинский саботаж

Заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о нормандском формате является констатацией сложившейся ситуации – считает политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Лавров озвучил позицию РФ по нормандскому формату

Напомним, что глава российского МИД заявил, что встречи в нормандском формате на уровне первых лиц не проводятся по той причине, что достигнутые ранее договоренности так и не были полностью выполнены. Здесь имеются в виду встречи 2015 и 2016 года, на которых лидеры России, Германии, Франции и Украины договорились о мирном решении проблемы Донбасса.

Лавров заметил, что следующая встреча в нормандском формате может быть выполнена только после того, как будут реализованы все предыдущие договоренности. В первую очередь, здесь идет речь о разведении вооруженных сил на территории Донбасса.

Благодаря политике украинской стороны это до сих пор не было выполнено, причем, как заметил Лавров, Украина ищет любые предлоги для того, чтобы подобное разведение сил не состоялось. В частности, Киев спекулирует здесь к отсутствию семидневного режима тишины, который был зафиксирован ОБСЕ, но не соглашается с данным фактом и ссылается в этом вопросе на «пару выстрелов».

Еще одним пунктом является введение в конституционную силу на Украине закона об особом статусе Донбассе по формуле бывшего министра иностранных дел, а ныне президента ФРГ Франца-Вальтера Штайнмайера. И это принципиальный момент, поскольку еще в 2014 году речь шла о том, что реализация данной формулы является обязательным условием мирного урегулирования.

На Украине через год состоятся президентские и парламентские выборы

Впрочем, данное заявление Лаврова не является удивительным, поскольку всем давно известно, что мирный процесс зашел в тупик, и что это является магистральной политикой Украины по выполнению минских соглашений образца февраля 2015 года.

«Такая риторика Лаврова не подразумевает желание российской стороны, чтобы Франция и Германия надавили на Украину, по той простой причине, что все давно прекрасно понимают, что это попросту невозможно», — констатирует Брутер.

Как замечает эксперт, на Украине в следующем году пройдут сначала президентские, а затем и парламентские выборы, поэтому нельзя представить, что до этого события Киев решится на реализацию даже отдельных условий минских соглашений.

Очевидно, что современная украинская власть в настоящий момент заинтересована тем, чтобы успешно пройти выборный период и пролонгировать действующего президента Украины Петра Порошенко на новый президентский срок. Эта цель является магистральной линией всей украинской политики, включая и вопрос проблемы Донбасса, который чрезвычайно важен для Киева.

На сегодня у минских соглашений нет перспектив

В такой ситуации любое выполнение условий минских соглашений будет восприниматься на Украине, как значительная уступка действующей власти и может крайне негативно повлиять на политический рейтинг Порошенко, что и ставит сегодня крест на условиях «Минска-2».

«Соответственно, Россия вполне резонно пытается переложить данную ситуацию на тех, кто действительно отвечает за этот процесс, с чем и связано это заявление министра Лаврова. Здесь Россия говорит о том, что если процесс пойдет, то и наше отношение к нему улучшится, а если нет, то, значит, и разговаривать нам здесь просто не о чем», — резюмирует Брутер.

Ведь в случае, если минские соглашения не будут выполняться, любые встречи в рамках нормандского формата превращаются в профанацию – в России это прекрасно понимают, поэтому и не хотят участвовать в столь бессмысленном мероприятии.

«Не нужно рассчитывать и на то, что кто-то на Западе вдруг захочет, чтобы соглашение «Минск-2» было выполнено, и использует для этого какие-то эффективные рычаги влияния на украинскую власть», — заключает Брутер.

Франция и Германия не будут давить на Украину

По словам Владимира Ильича, эти соглашения изначально были подписаны для того, чтобы остановить военные действия в Донбассе, а не для того, чтобы быть выполненными в тех пунктах, которые касаются процесса мирного урегулирования.

«Как соглашение, останавливающее военные действия в Донбассе, «Минск-2» работает, а как соглашение, которое переустраивает Украину, данный пакет договоренностей не выполним, и это было понятно сразу», — констатирует Брутер.

Недостаточность мирных возможностей «Минска-2» заключается в том, что они не предполагают системы имплементации, что сводит на нет всякие перспективы их практического исполнения, и с этим фактором нам всем необходимо считаться.

«Что касается формулы Штайнмайера, то ее перспективы также нереалистичны в силу целого ряд объективных обстоятельств. Более того, эта формула носит искусственный характер. Просто из-за того, что в минских соглашениях описан совершенно точный порядок имплементации, из-за чего никаких дополнительных формул применительно к данному пакету вводить было не нужно», — резюмирует Брутер.

Соответственно, «Минск-2» необходимо или выполнять, или не выполнять, причем Запад и Украина приняли на этот счет сознательное решение не выполнять данный пакет мер по мирному урегулированию в Донбассе, что и свело весь мирный процесс на нет.

В такой ситуации Россия не хочет подыгрывать европейцам и Украине, чем и вызвано текущее заявление Лаврова.

Читайте нас в Яндексе

You Might Also Like