Новости

СПГ-ледоколы соединят энергетику и машиностроение России

Создание своего ледокольного флота является правильным решением для компании НОВАТЭК – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Это логичное решение для НОВАТЭКа

Дело в том, что председатель правления компании НОВАТЭК Леонид Михельсон и генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев подписали соглашение о создании совместного предприятия для строительства ледоколов, силовая установка которых будет работать на СПГ.

По сути своей, это станет новинкой, поскольку наши ледоколы являются либо атомными, либо дизель-электрическими.

Примечательно, что данное соглашение было подписано на полях Восточного экономического форума, который под руководством президента РФ Владимира Путина в настоящее время проходит во Владивостоке. Это неудивительно, поскольку эти корабли, в конечном счете, будут строиться для Северного морского пути, который наша страна давно предлагает Китаю и другим государствам Юго-Восточной Азии.

Более того, этот путь позиционируется, как «российский Суэцкий канал», хотя если брать торговую динамику последних лет, это пока является чистой гипотетикой, поскольку по данному маршруту проходит всего лишь несколько десятков коммерческих кораблей.

«На самом деле, это логичное технологичное решение, поскольку корабли вполне могут использовать СПГ в качестве топлива, причем это обычно называется испарным газом. И правильно что данный принцип хотят применить и в ледоколах», — констатирует Митрахович.

СПГ в России является сильной стороной НОВАТЭКа

Дело в том, что компания НОВАТЭК в прошлом году открыла проект «Ямал СПГ», который в ближайшем будущем дополнят такие проекты, как «Арктик СПГ», «Арктик СПГ-2» и «Арктик СПГ-3», расположенные на полуострове Ямал на севере Западной Сибири.

Эти проекты являются пилотными наряду с «Сахалин-2» в плане производства СПГ, что чрезвычайно важно, поскольку это позволяет газу из России выходить напрямую на мировой рынок. Ведь классические проекты «Газпрома» основаны на трубопроводном экспорте и, соответственно, ограничены теми государствами, которые имеют доступ к данной газотранспортной системе.

Это, безусловно, имеет большое количество преимуществ, но и недостатков, поскольку в дело здесь часто вступает политика, что мы и видим на примере экспорта российского газа в страны Евросоюза, где, как известно, действует большое количество кривотолков.

Впрочем, здесь можно увидеть и «разделение труда», поскольку производством СПГ в нашей стране занимается именно компания НОВАТЭК. И это стало результатом того обстоятельства, что все газопроводы в России контролирует компания «Газпром».

Данный проект находится в русле импортозамещения

«Также это увеличит участие компании НОВАТЭК в импортозамещении. Ведь, несмотря на официальные заявления, большинство крупных российских компаний не очень стремятся участвовать в данном процессе и заказывают себе суда не в России, а в Южной Корее. Это серьезная проблема для нашей экономики, которая сдвинется с места в рамках данного контракта», — резюмирует Митрахович.

Например, в основе этого соглашения лежит идея о производстве ледоколов на мощностях дальневосточной верфи «Звезда», которая была создана и развивается на средства таких ведущих российских компаний, как «Роснефть», «Роснефтебанк» и «Газпромбанк».

«Соответственно, вкладывая средства в этот проект, компания НОВАТЭК не только рекламирует свое производство СПГ, но и развивает импортозамещение, причем в такой стратегически важной отрасли, как кораблестроение», — заключает Митрахович.

Как замечает эксперт, для российской экономики это чрезвычайно хорошо, поскольку нам как раз и нужно, чтобы энергетические проекты тянули за собой развитие отечественного машиностроения, но многое здесь зависит от сроков строительства таких ледоколов. Ведь если этот проект будет реализован с дефектами и задержками, то здесь может и не быть какого-либо продолжения.

Перспективы промышленного использования СПГ пока непонятны

В данном вопросе нужно понимать, что российские компании закупают иностранную технику не из-за того, что они не уважают продукцию отечественного машиностроения, а поскольку это позволяет сэкономить на времени и очень часто на сервисе.

С кораблями точно также – те же южнокорейские верфи работают, как часы, поэтому у отечественных клиентов нет сомнений, что подрядчики выполнят контракт в срок. В случае верфи «Звезда» подобной уверенности нет, поэтому данный контракт будет проверочным для этой российской судостроительной компании и прояснит общие перспективы таких проектов на отечественном рынке.

«Если этот контракт удастся выполнить, то это будет отличным вкладом в технологическое перевооружение России. К тому же, здесь речь идет об СПГ, который является крайне перспективным видом топлива для нашей страны», — констатирует Митрахович.

У нас чрезвычайно серьезные запасы газа, поэтому неудивительно, что данное топливо давно хотят использовать в машиностроении, но все подобные проекты так и не были реализованы в значительном масштабе. Можно здесь вспомнить и технологичный газотурбированный двигатель для танка Т-80, который по своей стоимости был равен где-то трети затрат на аналогичный танк Т-72.

«Для массового использования СПГ в экономике за пределами энергетики нужно развитие соответствующего машиностроения, и здесь данное соглашение по ледоколам может стать пилотным проектом», — резюмирует Митрахович.

Соответственно, необходимо сделать вывод, что данный проект чрезвычайно важен для нашего народного хозяйства.

Читайте нас в Яндексе

You Might Also Like